Цзоу-цзы. 305–240. Ведущий представитель филос. направления
иньян-цзя. Принадлежал к школе цзися-сюэ, сложившейся в
Цзися академии. Сведения о взглядах и жизни Цзоу Яня сохранились гл. обр. в
«Ши цзи» Сыма Цяня (II–I вв.),
«Хань шу» (I в.), «Лунь хэн»
Ван Чуна (I в.) и нек-рых фрагментах
«Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.). Как ученый Цзоу Янь пользовался большим авторитетом — именовался «Янем, обсуждающим Небо (
тянь [1])» (Тань тянь Янь), с почетом принимался в царствах Вэй, Чжао, Янь и др. Был учителем Чжао-вана, правителя царства Янь.
Цзоу Яню приписывается разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия полярных космических сил
инь–ян с идеей циклического порядка «пяти элементов» (
у син), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах концепция инь–ян не упоминается. Система у син представлена у него в тезисе о «концах и началах в [циркуляции] пяти благодатей» (у дэ чжун ши; см. Дэ [1]) как универсальных первоэлементов/фаз, в ходе космогенеза возникающих вслед за «разделением неба и земли» и обусловливающих характер и порядок смены мировых эпох. Цзоу Янь распространил идею цикличности у дэ на истор. процесс, связав ее с этапами расцвета и деградации правящих династий и об-ва в целом. Взгляды Цзоу Яня получили развитие в философии
Дун Чжун-шу (II в. до н.э.), в религиозно-оккультной традиции (чэнь вэй, вэй шу), связанной с гадательной практикой, а также в средневек. историософских концепциях.
Опираясь на нумеролог. (
сяншучжи-сюэ) расчеты, Цзоу Янь развил схему
Мэн-цзы (VI–III вв.), определяющую строение и размеры территории «Срединных государств» (древнекит. царств), представленной как девятиклеточный квадрат со стороной 9 тыс. ли (возможные в то время значения ли — 477,84–497,70 м). Цзоу Янь объявил эту территорию 1/9 одного из девяти «[мировых] материков» и 1/81 всей Поднебесной. Подстановка в схему Цзоу Яня числовых данных Мэн-цзы определяет Поднебесную как квадрат со стороной 27 тыс. ли, что близко данным, сообщенным в «Люй-ши чунь цю» (XIII, 1) и
«Xуайнань-цзы» (II в. до н.э., цз. 4) — 28 тыс. ли с востока на запад, 26 тыс. ли с юга на север, — и реальному диаметру Земли. Источник этих данных остается загадкой для исследователей.
В «Хань шу», в библиограф. разделе «И вэнь чжи» («Трактат об искусствах и текстах») среди произведений философов иньян-цзя указаны два принадлежащих Цзоу Яню: «Цзоу-цзы» («[Трактат] Учителя Цзоу») из 49 глав (пянь) и «Цзоу-цзы чжун ши» («[Трактат] Учителя Цзоу о концах и началах») из 56 глав, которые оба ныне утрачены.
Источники:
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 275 – 278, указатель; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VII, М., 1996, с. 168 – 171; Люйши чуньцю (Весны и осени господина Люя). М., 2001, с. 181 – 183; Хуайнаньцзы (Философы из Хуайнани). М., 2004, с. 51 – 86.
Литература:
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической философской мысли в Китае. М., 1966, с. 162 – 169; Китайская геомантия / Сост. М.Е.Ермакова. СПб., 1999, с. 215 – 244; Кобзев А.И. Актуальные проблемы истории и теории традиционной китайской науки // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. М., 1987, с. 27 – 29; он же. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, с. 343 – 345; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999, с. 138 – 158; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, с. 159 – 160; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 1. Princ., 1952, р. 159 – 169.
См. также лит-ру к ст.
Иньян-цзя.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.541-542.